Разговоры о важном
О цикле внеурочных занятий "Разговор о важном".pdf
Примерная рабочая прорамма курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ( НОО, ООО, СОО).pdf
Приказ "Об организации занятий "Разговоры о важном".pdf
Рабочие программы внеурочной деятельности
"Разговоры о важном"
Фотоальбом занятий "Разговоры о важном"
Каждая новая учебная неделя начинается, как уже вошло в традицию, с поднятия Государственного флага и исполнения Гимна России.
С начала текущего учебного года школьники по понедельникам обсуждают с педагогами различные актуальные темы, знакомятся с важными историческими и культурными событиями нашей страны, традициями, с развитием значимых отраслей экономики и направлений общественной жизни.
10 апреля 2023 года занятие посвящено — «Дню космонавтики. Мы первые!». Ребята узнали о знаменитых космонавтах, Солнечной системе, современных открытиях, трудностях работы в космосе и о том, что Россия должна оставаться первой в этой сфере, чтобы решать задачи в интересах обороноспособности, безопасности и международного сотрудничества.
3 апреля в рамках проекта «Разговоры о важном» прошел классный час — «День Земли».
Цель данного классного часа — расширение знаний обучающихся об экологической проблематике, о движениях России в отрасли переработки отходов, повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.
Бережное отношение к окружающей среде напрямую связано с нашим здоровьем. Наша страна прикладывает много усилий для того, чтобы развивать индустрию переработки отходов.
От каждого из нас зависит, какой Земля достанется нашим детям, внукам и правнукам. Нужно всегда об этом помнить и беречь наш общий дом – прекрасную и удивительную планету Земля.
27 марта прошло очередное занятие из цикла «Разговоры о важном», тема которого «День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского».
Цель занятия: познакомить обучающихся с некоторыми фактами из биографии К. С. Станиславского и элементами его системы актёрского мастерства, формировать образовательную среду, ориентированную на развитие внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, и становление позитивной эффективной коммуникации. Опираясь на наследие нашего великого соотечественника К. С. Станиславского, создать для обучающихся воспитательную ситуацию размышление об исконной роли театрального искусства нести людям жизненную правду, идеалы нравственности и справедливости.
Театр – это удивительное место, где происходят волшебные представления и перевоплощения. А интересный запоминающийся спектакль – это результат совместной работы многих людей различных театральных профессий, но, конечно, в первую очередь это труд актёров и мастерство режиссёра.
Реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. В этом году юбилей этого выдающегося человека, 160 лет со дня рождения. Без него сложно представить себе современный театр. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах.
6 марта прошло очередное занятие цикла "Разговоры о важном", посвящённое 110 - летию со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России С. В.Михалкова. Используя предложенный комплект материалов, классные руководители рассказали учащимся о многогранности творчества С. В. Михалкова, познакомили с ролью С. В. Михалкова как общественного деятеля, военного корреспондента в годы Великой Отечественной войны, великого детского писателя и поэта.
"Поэт из страны детства" - так говорили о С. В. Михалкове, т.к. он очень любил детей, понимал их внутренний мир и умел разговаривать с ними на одном языке. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни, которые стали популярными не только в нашей стране, но и за рубежом.
3 марта прошло очередное занятие цикла "Разговоры о важном", посвящённое Году педагога и наставника. Используя предложенный комплект материалов, классные руководители старались сформировать у обучающихся представление о роли педагога и наставника в становлении личности каждого человека, сформировать у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, педагогам и наставникам. Учащиеся познакомились с наставнической ролью известного советского педагога Антона Семёновича Макаренко, с деятельностью основоположника российской педагогики, родоначальника научного подхода К. Д. Ушинского, которому 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения.
Учителя провели также обсуждение роли семьи и роли спортивных тренеров в становлении и судьбе своих воспитанников.
Основная миссия Года наставника и педагога - это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, "проживает" с нами трудные и счастливые моменты.
27 февраля 2023 занятие было посвящено теме «Традиционные семейные ценности». Для школьников 1-2 классов занятие началось с того, что дети рассматривали картины Николая Богданова-Бельского «Чаепитие» и Василия Баюскина «За обедом» (картины изображают семьи, собравшиеся вместе за одним столом). Школьники отвечали, чем похожи эти семьи, сколько поколений собралось за столом, и может ли современный художник написать такую картину. Затем объяснили смысл пословицы «дерево держится корнями, а человек — семьей», рассказали о своей семье и о её традициях, составили семейное дерево.
Школьникам 3-4 классов показали видео о святых Петре и Февронии, рассказали, что в России есть праздник, посвященный семье, — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
Школьники 5-7 классов вспомнили праздники, посвященные семье, а затем посмотрели видеоролик под названием «Матрешка». Ребята рассказали классу о своих бабушках, дедушках, прадедах и прабабушках, ответили, откуда они знают историю семьи, порассуждали о том, почему важно знать семейную историю, а затем посмотрели ролик о семейном древе и вместе с педагогом составили текст открытки на 8 Марта.
Школьники 7-8 классов вспомнили о семейных праздниках, а затем посмотрели два видеоролика — «Семейная история». Обсудили значение двух слов «семь» и «я», рассказали об истории своей семьи, посмотрели ролик о семейном древе, ответили на вопросы после просмотра видео. После этого просмотрели еще видео о воспоминаниях филолога, культуролога и искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева - в ролике ученый вспоминает свое детство, которое он провел с мамой, и эти воспоминания он пронес через всю жизнь.
Школьники 10-11 классов также обсудили семейные праздники, значение слова «семья» и рассказали о своих родственниках. Затем просмотрели видеоролик о семейном древе, и после обсуждения, видео о воспоминаниях Лихачева. Потом ребятам продемонстрировали два отрывка из советского фильма «Однажды 20 лет спустя». Дальше учитель обратил внимание ребят на слова Конституции о том, что семья — это союз мужчины и женщины, на указ Путина, «в котором особое место занимают семья и традиционные семейные ценности», и на поддержку детства и материнства в России.
20 февраля говорили о защитниках Отечества, о российской армии, о поколениях тех, кто защищал нашу Родину. 23 февраля – это День воинской славы в Российской Федерации, День защитника Отечества. Цель данного внеурочного занятия: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.
В ходе занятий обучающиеся поговорили о роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, об истории Дня защитника Отечества, о роли армии в защите страны, о ее миротворческой миссии, о поколениях тех, кто защищал нашу Родину.
13 февраля состоялось очередное занятие из цикла «Разговоры о важном». В его рамках ребят познакомили с особенностями природного и культурного богатства России, которые отражают уникальность страны. Во время урока были задействованы разнообразные материалы – видеофрагменты, презентации, постеры, интерактивные задания. Помимо природных особенностей и архитектуры нашу страну делают уникальной и те открытия, которые совершили в разное время российские ученые и исследователи, и те достижения, которые прославили Россию. Школьникам напомнили, что самым первым нашим космическим достижением стал запуск в 1957 году искусственного спутника Земли – Спутника №1. Дети также узнали о первых беспосадочных перелетах через Северный полюс, о спортивных достижениях, выдающихся деятелях культуры и искусства. Так, видеосюжет «Великие открытия» рассказал о великих открытиях и передовой науке. Он напомнил, что наши ученые положили начало освоению космоса и мирному использованию атомной энергии. Именно с их подачи был запущен первый космический спутник и создана первая в мире атомная электростанция. Видеосюжет «Великая культура» напомнил о произведениях российских писателей, композиторов и драматургов, которые стали общечеловеческим достоянием. Ключевой задачей занятия является формирование патриотизма, любви к Родине, чувства сопричастности к значимости России в мире, а также желания сохранять и развивать природный и культурный потенциал страны.
6 февраля на занятии «Разговоры о важном» рассказали о Дне российской науки. Учащиеся узнали о важности изобретений и открытий в жизни каждого человека. 8 февраля отмечают праздник – День российской науки. Это праздник людей разных профессий, которые связали свою жизнь с исследованиями и наукой. Они узнают новое и изучают неизвестное. Эти знания они используют на благо людей. За последние десятилетия российские ученые сделали целый ряд открытий мирового уровня.
30 января на занятии «Разговоры о важном» обсудили тему: «Движение первых». Быть первым – нелегкий труд. Мы можем вспомнить имена Дмитрия Ивановича Менделеева, Михаила Петровича Лазарева, Юрия Алексеевича Гагарина и многих других первооткрывателей. Да, нам известны эти имена, но, чтобы мир узнал и запомнил их – с каждым из них работала большая команда единомышленников и профессионалов.
Здорово, когда в своей деятельности вы не одни. Сегодня для того чтобы делать что-то вместе с командой, есть много возможностей: можно создать волонтерский отряд и помогать тем, кто в этом нуждается; можно придумать стартап и начать свое дело, можно собраться по интересам и готовиться весте к экзаменам, помогая друг другу освоить ту или иную тему. По всей стране ребята собираются в разные команды, которые потом могут объединяться в целые организации. В прошлом году разные детские и молодежные организации собрались в единое Российское движение детей и молодёжи «Движение первых».
У «Движения первых» есть своя страница ВК – https://vk.com/rddm_official, которая поможет вам быть всегда в курсе новостей.
23 января провели очередное внеурочное занятие «Разговоры о важном» по теме: «Медиаграмотность и цифровая гигиена». Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности. Наши цифровые устройства – компьютеры, телефоны во многом нам помогают, например, быстро найти какую-то информацию, оперативно связаться друг с другом. Но, используя устройства, важно знать, что при этом есть и определённые риски, которые существуют в цифровом пространстве.Во время внеурочном занятии в группах провели игру на тему кибербезопасность. Разобрали и обсудили несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены угрозы со стороны мошенников, и ознакомили с основными правилами цифровой безопасности в сети Интернет: защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия, освоили правила безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов.
16 января наша страна чтит память жертв одного из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда. Именно этой теме 16 января посвятили еженедельные «Разговоры о важном». Ребятам рассказали, как окружённый со всех сторон фашистами город пытался выжить под постоянными обстрелами, пережить голод и холодную русскую зиму. На классном часе в преддверие 80-летия со дня прорыва блокады Ленинграда школьникам рассказали о подвигах наших соотечественников и тяготах судьбы жителей блокадного города. На протяжении почти 900 дней жители блокадного Ленинграда пытались выжить без продовольствия, электричества и в самые лютые морозы. Несмотря на все тяготы, они продолжали работать, помогать фронту, а в школах учителя вели уроки, нередко в бомбоубежищах. Ребятам рассказали и о дневнике маленькой Тани Савичевой, записи в котором посвящены гибели её родственников во время войны.
9 января «Разговор о важном» посвящен "Светлому празднику Рождества". Рождество – это прекрасный повод поговорить о ценностях, значимых для людей. Любовь к ближнему, бескорыстие, милосердие, добрые дела. Ребята посмотрели обращение патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором он рассказал о Рождестве, о значении этого праздника для России. Анимационные истории «Последнее Рождество» и «Пещера» позволили глубже осознать тот факт, что, только делая добрые дела, можно сделать мир добрее. И такие качества, как забота о ближнем, бескорыстие, милосердие особенно актуальны в современном мире. Ребята узнали о благотворительных акциях «Добрый подарок» и «Каникулы мечты», в которых может принять участие каждый. Расширить знания о традициях праздника помогла интерактивная игра «Это Рождество!»
«Разговоры о важном», 26 декабря посвящены уходящем году, поэтому и тема у них праздничная — «Новый год. Семейные праздники и мечты».
Классный час воспитывает у детей глубокое уважение к семье, способствует пониманию важности семейных традиций празднования Нового года, акцентирует внимание на роль мечты в жизни человека, укрепляя позитивный взгляд на совместную деятельность, а еще — формирует традиционные семейные ценности, преемственность поколений и т. д.
Новый год — праздник особый, и действительно сбываются все мечты, и мы желаем, чтобы все ваши мечты сбылись непременно. И, конечно же, хотим пожелать крепкого здоровья, счастья, радостных дней побольше. Мечты у всех разные - у детей они свои, у взрослых они свои. Если они будут добрыми, то они непременно исполнятся. Самое главное — это любовь родителей к детям, детей — к родителям. Это и есть семейное счастье, а семейное счастье — это волшебство, а куда же в новый год без волшебства. Делайте больше добрых дел, ведь каждое доброе дело — это и есть маленькое чудо, и чем больше вы сделаете добрых дел, тем больше чудес и волшебства всегда будет рядом с вами.
19 декабря занятие цикла «Разговоры о важном», посвящено Дню Героев Отечества. В рамках занятия у ребят сформировалось представление о подвиге и героизме, проявляемые людьми разных профессий, воспитание позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; на сохранение исторической памяти и связи поколений. С ребятами вспомнили известных героев и обратили внимание на качества, которыми они обладают. Среди героев К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин; А.В. Суворов, М.И. Кутузов; Г.К. Жуков и Ю.А. Гагарин. Ребята пришли к выводу, что героизм не связан с возрастом и профессией, он определяется личными качествами человека. Со школьниками обсудили связан ли героизм с профессиями, бывают ли героические поступки в мирной жизни. Дети также узнали об истории Дня Героев Отечества. Эту памятную дату в России традиционно отмечают 9 декабря. В этот день вспоминают героев нашей страны, их подвиги, благодарят тех, кто внес значимый вклад в развитие и укрепление безопасности.
Каждое время требует своих героев. В исторические моменты, моменты внешней угрозы, героями становились те, кто с оружием защищал страну. Мы помним наших воинов Великой Отечественной войны и других сражений. И об этом должны помнить сегодняшние школьники
12 декабря занятие «Разговоры о важном» на тему: «День Конституции» построено с учетом уже полученных знаний обучающихся и направлен на более глубокое понимание значения этого документа для нашего общества, государства и каждого из нас как гражданина России.
Конституция – это основной закон государства, который имеет высшую юридическую силу. Дети – важнейший приоритет государства, это значит, что государство создает все условия для заботы о ребенке, условия для его развития, комфортной жизни и это прописано в нашей Конституции. Положения Конституции регулируют различные стороны жизни нашей страны.
Ребята смогли не только показать свои знания, но и применить их в прохождении Всероссийского теста на знание Конституции РФ и в интерактивной игре, отвечая на вопросы.
5 декабря отмечается День волонтера. На занятиях "Разговоры о важном" обсудили, кто такие волонтеры, что такое милосердие. В России быть волонтером очень почетно. Много известных людей занимаются такой деятельностью. Один из них – Константин Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения, народный артист РФ, художественный руководитель Московского Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел.
На занятиях показали интервью с актером и видеоролик о добре и добрых делах, а также – мультфильм «Гимн добра». Главная героиня мультфильма счастлива, что благодаря ее участию спортсмен смог поправиться и снова стать чемпионом. Дети сделают вывод: делая добро другим, человек испытывает радость и становится счастливее. Мир вокруг него становится прекрасней.
Занятие нацелено на формирование представлений у школьников о доброте, добре, доброжелательности, добрых делах. Как создавать условия для проявления чувства сопереживания и сочувствия к тем, кто нуждается в помощи, желания помочь, а также мотивировать детей к проявлению доброжелательности, к выстраиванию нравственного поведения.
28 ноября в школе прошли уроки "Разговоры о важном", где мы говорили о символах Российской Федерации. Цель занятия: на основе имеющихся знаний расширить представления обучающихся об истории официальных символов страны (герб, гимн, флаг), отражающих её суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, историческую самобытность нации, объединяющего начала государства для всех граждан.
Ребята просмотрели видео-ролики, прошли интерактивные задания, используя дополнительные материалы.
Герб, гимн, флаг — это государственные символы нашего государства, а также важная часть истории, которую должен знать каждый уважающий себя и свою Родину гражданин.
В последнее воскресенье ноября отмечают День матери. Именно об этом празднике школьникам рассказали 21 ноября на занятии «Разговоры о важном».
Цель занятия – воспитывать любовь, благодарность, заботливое отношение к маме, сформировать уважение к семейным ценностям, понимание важности самореализации. В рамках занятия поговорили о роли матери в семье, о важности заботливого отношения к ней. Ребята узнали о истории праздника. Символом этого праздника в России стал цветок незабудка, который символизирует постоянную, преданную, нежную и бескорыстную любовь мамы к детям и любовь детей к маме.
14 ноября 2022 года занятие «Мы разные, мы вместе» показало детям многообразие и единство народов нашей страны, сформировало интерес к особенностями разных регионов, подвело к осознанию, что изучать историю Родины и путешествовать по России – увлекательно. Занятие формирует историческую память и преемственность поколений, патриотизм.
Ребятам рассказали об объединяющем значении русского языка, о том, что бережное отношение к нему и к языкам народов России закреплено в Конституции. Школьники размышляли об интересных особенностях, существующих в родном языке, о том, как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга, какова роль русского языка в нашей стране. Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна.
7 ноября занятие цикла "Разговоры о важном" посвящено "Дню народного единства. Ребята совершили путешествие в далекое историческое прошлое, которое стало отправной точкой консолидации и единения русского народа. В 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. В современной России впервые День народного единства отмечался четвертого ноября 2005 года и до сих пор в этот день мы говорим о важности единения и сплочённости всего народа в трудные для страны времена. Учащиеся поговорили о роли и значении Дня народного единства, о том, как важно проявлять свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
07 ноября во 2-Б классе, классный руководитель Мишакова И.А., было проведено занятие «ЧТО ТАКОЕ ЕДИНСТВО НАРОДА?» .В ноябре – глубокая осень: облетели листья с деревьев, холодно, моросят дожди. Но 4 ноября вдруг все оживает, появляются яркие краски на улицах города. На каждом доме развеваются бело-сине-красные флаги. Площади и улицы нарядно украшены. 4 ноября – День народного единства!
Ребята познакомились с историей праздника, с именами героев Руси, разобрали значение слова «единство» , а так же виртуально «прошлись» по Красной площадb. В конце занятия ребята сделали памятный подарок для родных - брелок в виде цветка, на лепестках которого раскрывается значение слова «единство».
24 октября занятие цикла «Разговоры о важном» посвящено теме «Россия – мировой лидер атомной отрасли». Школьникам рассказали об атомном ледокольном флоте и развитии Северного морского пути, познакомили с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути.
На занятии ребята узнали, что Арктика – самая северная и достаточно обширная часть нашей страны, которая занимает около 18% всей территории России. Несмотря на суровые условия арктических земель, их продолжают осваивать. Это крупнейший район по добыче нефти, алмазов и золота. Обычно Арктика ассоциируется с холодом, вечной мерзлотой и бесконечным ровным снежным покрывалом. Но на самом деле арктический ландшафт очень разнообразен: здесь есть и пустыни, и реки, и даже вулканы.
17 октября "Разговоры о важном" во всех классных коллективах были посвящены музыке. Занятия прошли в разных форматах: дети слушали музыкальные произведения и обсуждали их; принимали участие в беседе о роли музыки в нашей жизни; составляли кластеры и обсуждали понятия; отгадывали кроссворды; вспоминали композиторов и их произведения; смотрели видеоролики; рассказывали о своих любимых музыкальных произведениях. Все занятия были увлекательны и полезны!
10 октября для учащихся 1–11 классов проведен урок, посвященный Дню отца. Занятия проведены с челью воспитания уважения и благодарности к отцу, к семейным традициям и ценностям. Уроки направлены на развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к членам семьи, понимание роли отца как родителя (участие в воспитании детей) и гражданина (участие в труде и жизни общества). Ребятам продемонстрировали видеоролик о новом празднике – Дне отца, о роли отца в семье, о профессиях, занятиях пап. Этот праздник позволяет выразить особое отношение, любовь и благодарность к дорогому человеку.
Учащиеся 1-11 классов приняли участие в конкурсе риснков и видеороликов, посвященный Дню отца.
3 октября 2022 года во всех российских школах прошло занятие внеурочной деятельности «Разговоры о важном» по теме: «День учителя». Ребята подробно узнали о празднике «День учителя» и об этой профессии, размышляя на темы важности работы преподавателя, представляя себя на месте учителей. Школьники узнали о работе учителя в годы Великой Отечественной войны, а еще — о Всероссийском конкурсе «Учитель года России» и его девизе «Учить учиться», который отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений педагогики. Для учащихся педагоги рассказали о роли педагога в жизни человека, о том каким должен быть учитель XXI века.
26 сентября занятие было посвящено людям старшего поколения и их судьбам, неразрывно связанным с судьбой своего народа и семьи; людям, которые прошли длинный жизненный путь и которые подарили свои опыт, мудрость и стойкость обществу; людям, которые о своем возрасте могут сказать: «Мои года – моё богатство». И в этот день мы выражаем им свою любовь, уважение и почтение.
19 сентября прошло занятие цикла «Разговоры о важном», посвященное 165-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. школьники познакомили с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого Константина Циолковского. Провели беседы о таких качествах личности, как целеустремленность, умение мечтать, желание творчески подходить к делу. На занятиях ребята посмотрели видеоролик, который повествует о выдающихся открытиях Циолковского, о его роли в освоении космоса. Смогли расширить свои представления о важности изобретений и трудов Циолковского для развития космонавтики.
12 сентября во всех классах прошли «Разговоры о важном».
Как каждый из нас понимает слово «Родина»? Почему так важна историческая память и преемственность поколений? В чём особенности древней и самобытной культуры и истории России? Чем гордятся и за что любят свою Родину россияне? Что такое патриотизм? И почему Карамзин написал, что патриотизм требует рассуждения?
Обо всём этом размышляли совместно со своими классными руководителями учащиеся 1-11 классов.
Интерактивные задания, прекрасные видеоролики и интеллектуальные игры создавали в классах неповторимую творческую атмосферу.
5 сентября в рамках проекта «Разговоры о важном» прошло первое занятие на тему «День знаний»:
1 классы — «День знаний. Зачем я учусь?»;
4 классы — «День знаний. Зачем нам знания»;
5-11классы — «Мы — Россия. Возможности- будущее.».
В рамках занятий учащиеся начальной школы познакомились с государственным праздником — Днем знаний, учащиеся средней и старшей школы говорили о пользе самореализации и самоопределения, познакомились с наиболее значимым мероприятиями для школьников.